Баудолино, или «человек воздуха» 2.

 

 

Для совершенствования образования, Барбаросса отправил Баудолино учиться в Парижский университет. Там, в кипучей интеллектуальной среде, к юноше и пришли идеи Царства Пресвитера Иоанна и Святого Грааля.

При светских и церковных дворах Средневековой Европы имела хождение фальшивка, некое письмо Пресвитера Иоанна – далекого христианского правителя на Востоке. Вроде бы армии Пресвитера дошли чуть ли не до Месопотамии, но нуждаются в поддержке Запада. В Европе возникла идея, что стоит христианам чуть поднажать, и Мир ислама, взятый в клещи, не устоит. Это, напомним, была время Крестовых походов.

Реальной подоплекой фальшивки было существование многочисленных несторианских общин, осужденных на вселенском соборе в Эфесе в 431 году и рассеянных по всему Востоку (от Багдада, до Монголии и Китая). Склонность к богословским спорам отличала восточно-православный мир – Византию так же, как любовь к юридическим тонкостям являлась особенностью Западного мира с самого его рождения.

Несторианство, напомним, было течением в раннем христианстве основанное  Несторием, константинопольским патриархом в 428-431, утверждавшим, что Иисус Христос, будучи рожден человеком, лишь впоследствии воспринял божественную природу.

Суть учения состоит в том, что человечество Христа понимается как особая человеческая личность, в которой стал обитать Логос Божий. С точки зрения православия, которое видит во Христе только личность Логоса, это означает, что единый Христос разделяется на два разных сына - один из них - Логос, а другой - сын Марии. Несторий были низложен на III Вселенским соборе в Эфесе после того, как он отказался именовать Деву Марию “Богородицей”. Согласно Несторию, в собственном смысле Деву Марию можно было бы именовать “Христородица”, потому что Она родила Христа, но не “Богородица”, так как Бог нерожден.

По учению же александрийского епископа св. Кирилла (главного оппонента Нестория), “единая природа Бога Слова воплощенная” включает в себя не только индивидуальное человечество Иисуса, но и всю полноту обоженного человечества — всех спасенных и спасаемых, то есть всю Церковь.

После осуждения несториан, они перенесли свою деятельность в Азию (в отличие от основного потока христианства, развернувшего свою работу в Европе). Особенного успеха несторианство достигло у кочевников. Так, например, кераитский хан Тогрул («Ван-хан»), побратим отца Чингис-хана Есугея, был (вместе со своим народом) несторианином. Могущественное ханство найманов (западная Монголия и Восточный Казахстан) также исповедовало несторианство. Несторианами являлись торговые уйгуры в Восточном Туркестане (совр. Западный Китай).

Представители течения занимали определенные позиции и в государстве каракитаев («черных киданей» - также монгольского племени) в Средней Азии и Восточном Туркестане. Их гурхан Елюй Даши разгромил в 12 веке н.э. Санджая – султана Великих Сельджукидов. По мнению Льва Гумилева, написавшего замечательную книгу «В поисках вымышленного царства» (царства Пресвитера Иоанна !) посвященную несторианам и образованию Монгольской империи, эта победа и явилась поводом для смутных представлений в Европе о существовании христианского государства в глубинах Азии.

Однако восточные несториане стали жертвами жестокой внутриполитической борьбы в Монгольской империи в 13 веке.

В своем романе, Умберто Эко приписывает создание мифического послания пресвитера Баудолино и его парижским друзьям.

Баудолино приходится выполнять разнообразные поручения Фридриха дипломатического характера. В Италии он попадает в гущу шпионских интриг различных политических сил. Некий византийский агент, монах Зосима (шпион, сластолюбец и чернокнижник – также «человек воздуха») выпытывает у Баудолино тайну письма и перепродает ее. В игру включается византийский император и папа, также фабрикующие фальшивки. Виртуальное «царство» становится все более реальным, определяя многие поступки «сильных мира сего». И тогда, Баудолино создает еще одну лжереликвию – Братину, которую выдает за чашу Святого Грааля.

Причем, Эко (будучи постмодернистским либералом) постоянно оправдывает своего героя. Апология Баудолино основана на двух постулатах. Во-первых, святость реликвии может заключаться не только в ее подлинности, ибо вера и слезы паломников увеличивают, как любят говорить сегодня, «энергетику» святыни. Магия по принципу контакта.

Во вторых, все явления нашего мира восходят к единым трансцендентным прообразам – платоновским идеям. Есть идея корабля, идея самолета, идея коня. Идеей человека (человечества в целом) может являться мистический Адам Кадмон Каббалы (или Адам Рухани мусульман).

Таким образом, по данной логике, и чаша Святого Грааля, куда была собрана священная кровь распятого Иисуса, может иметь свои отражения.

Тем не менее, многие деяния Баудолино выглядят весьма кощунственно.

Особенно прельстила императора и его окружение идея о царе-первосвященнике на востоке. Царь-священник же не нуждается в папе, и, таким образом, светская и духовная власть сосредотачивается в одних руках. Отличный прецедент для борющегося с папой императора.

После взятия Милана, Баудолино находит в одном из соборов якобы мощи трех Волхвов-Царей, пришедших с Востока и якобы связанных с царством Пресвитера. Они были с триумфом перезахоронены в Кельне – священном городе германских королей.

Вскоре, в города Аахене, где находилась гробница Карла Великого, была совершена церемония беатификации (причисления к лику святых) этого франкского императора.

Но Фридриху Барбароссе необходим был ныне живущий царь-первосвященник. И тут, императору удалось закончить многолетнюю войну с гвельфами на приемлемых условиях. Заключение мира ускорил и проект Третьего Крестового похода (1189 -1192 гг.). В походе участвовали также английский король Ричард Львиное Сердце и французский король Филипп 2.

Барбаросса надеялся, что, разгромив своей мощной армией курдского правителя Египта Саладина (отнявшего у Запада Иерусалим), он сможет продвинуться дальше на Восток и встретить Пресвитера Иоанна, который поможет германскому императору сломить всех врагов и стать единоличным главой Западного мира. В этой мысли Фридриха укрепляли Баудолино и его друзья.

Однако, «Господь посрамляет высокоумие мудрецов». Барбаросса погиб, находясь в гостях у союзника князя Льва, правителя Киликийской Армении (юг Малой Азии). Согласно общепринятой версии, немолодой Фридрих утонул, купаясь в горной речке. Однако Эко не был бы собой, если бы не ввел сюда тонкую детективную интригу.

Император якобы погиб в отведенной ему комнате во сне, причем убийцей мог являться только кто-то из друзей Баудолино, охранявших монарха. Покои и весь замок, кстати, принадлежали некоему придворному князя Льва Ардзруни – чернокнижнику, ученому и фальсификатору реликвий, сдружившемуся с Баудолино (рыбак рыбака видит издалека). Да тут еще и монах Зосима, которого они держали под арестом, бежал, украв Братину.

Дабы не подвергнуться репрессиям, Баудолино со товарищи инсценировали смерть императора вовремя купания. А затем, получили разрешение отправиться на Восток, самостоятельно разыскивая Царство.

Здесь мы видим блеск и нищету Ordo Quartus – «четвертого сословия», изначально заложенную в нем. Политтехнологи могут погубить своего владыку, но не занять его место. Человек Фридрих умер, но феодальная система «людей земли» осталась тверже камня. В этом отношении мало что изменилось и в наше время. Да, бедному венгерскому эмигранту, «алхимику» финансов Соросу позволили стать финансовым оператором планетарной аристократии. Но не он принимает по-настоящему судьбоносные решения, зато, в определенный момент финансиста могут сделать «козлом отпущения» в глазах широких масс. И не зря в своем нашумевшем письме Михаил Ходорковский писал, что он, и другие олигархи не желают быть «людьми воздуха», а хотят принадлежать к «людям земли». Увы.

 

(Окончание следует).

 

Алексей Фанталов.

 

"Баудолино", или "человек воздуха" 3.

Меню