Творение мира и борьба со злом в мифологии зороастризма.
В начале вселенной было лишь бесконечное время - Зерван Акарана. И в нем пребывали: Ахура Мазда -
Благой Бог, наверху, над пустотой, озаренный бесконечным, непостижимым светом и
Ангхро Майнью - Дух Зла, в глубинах тьмы.
Всеведущий
Ахура Мазда, зная о грядущей борьбе со злом, начал создавать свое небесное
воинство. Прежде всего, он сотворил семь Амеша Спента или ахуров - Бессмертных
Святых (подобных христианским архангелам). Это:
– Спента Майнью ("Святой
Дух", символы мирт и белый жасмин), олицетворяющий творческую мысль и
благость;
–
Воху
Мана ("Благая Мысль", символы мирт и желтый жасмин), покровитель
домашнего скота;
–
Аша
Вахишта ("Лучшая Истина", символ мышиный горошек), покровитель стихии
огня;
–
Хшатра
Вайрья ("Благое Царствование", символ королевский базилик),
покровитель металлов и неба;
–
Спента
Армайти - ("Святое Благочестие", символ мускусная роза),
покровительница Земли;
–
Хаурватат
("Целостность, Здоровье", символ лилия), покровитель вод;
–
Амертат
("Бессмертие"), покровитель растений.
Ахура Мазда сотворил богов-язатов ("достойных
почитания"):
–
Аши
("Благая"), душа Атара - огня;
–
Вертрагна,
бог победы (символ сокол);
–
Хварна,
благая харизма (символы нимб или баран);
–
Митра,
хранитель клятвы и верности договору; символы всадник на золотой колеснице,
конь, фиалка;
–
Хаома,
воплощение ритуального напитка (аналог индийского Сомы и славянского Хмеля);
–
Ардвисура
Анахита, богиня воды и плодородия в образе прекрасной девушки;
–
Геуш
Урван, "Душа Быка";
–
Вайю,
бог ветра, в золотом шлеме и доспехах на колеснице;
–
Хвархшайта,
"Солнце Сияющее";
–
Тиштрйя,
божество звезды Сириуса и повелитель дождя, символ белый конь.
А Дух Зла тем временем ничего не ведал об Ахура Мазде. Но вот, через три тысячи лет, он поднялся из глубин тьмы навстречу источнику света. Благой Бог предложил Ангхро Майнью избавить его от жажды зла. Но тот отказался принять Истину, желая завладеть миром. Тогда Ахура Мазда произнес священные слова и Ангхро Майнью низвергся обратно во тьму и пребывал там еще три тысячи лет.
Но теперь Дух Зла готовился к битве. Не умея создавать ничего нового, ибо зло бездарно ("дьявол - обезьяна бога"), он кощунственно копировал творения Ахура Мазды. В черной преисподней, Ангхро Майнью породил мерзкие исчадия - дэвов, которые должны были противостоять ахурам: Ака Ману ("Злая мысль"), Друдж ("Ложь"), Айшма ("Ярость") - вдохновитель будущих набегов кочевников), Индра, Нахатья и множество других. Кроме дэвов, Дух Зла наплодил и демонических существ женского пола - паирика. (В древности их представляли в виде безобразных мышей, лягушек и т.д., но впоследствии, паирика начали трактоваться как коварные чародейки, то старухи, то красавицы. На окраинах Ирана их почитание, под именем "пери", вместе с дэвами продолжалось довольно долго. В Новое время образ "пери" вошел в европейскую романтическую литературу).
А Ахура Мазда творил материальный мир на месте пустоты. Он сделал небо в форме яйца, из сверкающего металла; звезды; землю, окруженную водами, точно яичный желток в середине яйца; светила в небе; растения; Первозданного Быка и Первого Человека - Гайомарта.
Дэвы и паирика, зная о благом материальном мире, горели желанием обезобразить его. Но Ангхро Майнью долго не решался вторгнуться на землю, пораженный величием Гайомарта. Однако, в конце концов, он поддался уговорам своей дочери, блудницы Джех. Кончилась эра Творения, наступила эра Смешения добра и зла.
Разбив небесную сферу, Дух Зла ворвался в мир, а за ним хлынули полчища дэвов и паирика. Созданные Ангхро Майнью кометы, метеоры и планеты внесли хаос в мир, нарушая упорядоченность движения звезд. А на землю хлынули мириады храфстра - вредных животных (волков, крыс, змей, ящериц, скорпионов и пр.).
Здесь мы видим издержки дуалистического мировоззрения, желания видеть мир идеальным и упорядоченным, а во всяком отклонении - стремление видеть бесовские козни. Чрезмерная требовательность к миру.
На Гайомарта набросил петлю дэв смерти. Он погубил Первочеловека и Первого Быка.
А Ангхро Майнья неистовствал и, как поганая муха везде мерзил.
Паирика Муш, в облике черной летучей мыши, набросилась на солнце, луну и звезды. Но Хваршхайта-солнце одолел дэвовскую воровку Муш и присоединил ее к своему сиянию. Звезды покорили планеты. Затем Тиштрйя-Сириус вступил в сражение с паирика и от его ударов они посыпались с неба вниз.
Сириус пролил на землю небывалый дождь. Болшинство храфстра передохли. Тогда, на берегу великого озера Ворукаша, разыгралась великая битва Тиштрйя (в виде белого коня с золотой уздою) и дэва засухи Апаоши (тощего вороного жеребца). Лишь с помощью Ахура Мазды был побежден дэв.
После этого дэвы и их повелитель укрылись в подземельях (они не смогли вырваться за пределы материального мира, ибо фраваши успели заделать дыру в небосводе) и пакостили исподтишка. На земле появились гниение и плесень
В центре мира стоит Хара Березайти (гора Березань русских заговоров). Мир омывается океаном Ворукаша. Посреди этого океана находится остров, на котором растет Хаома. Десять тысяч дэвовских ящериц пытаются похитить священное древо, но рыба Кар плавает вокруг острова и охраняет Хаому. Рядом растет Древо Всех Семян. На нем живет Сенмурв - крылатый пес, покрытый рыбьей чешуей. Он рассеивает семена, а волшебная птица семена собирает и относит туда, где Тиштрйя пьет воду. Тиштрйя выпивает воду вместе с семенами и проливает ее дождем на весь мир.
Когда умер Первобык, из его останков произошли бык, корова и все полезные животные, а также злаки и другие полезные растения. А из останков Гайомарта вырос куст ревеня, состоящий из двух сросшихся частей. То была первая человеческая пара, мужчина и женщина: Машйф и Машйон. После они разъединились.
Вначале первые люди обладали добродетелью, но постепенно в из сердца стало проникать зло. И от каждого их неправого деяния возрастала сила дэвов.
Своих первенцев они съели. Тогда, Ахура Мазда вложил в их души родительскую любовь. От Машйа и Машйон произошли все населяющие землю народы.
Алексей Фанталов.
Скандинавские мифы о творении мира, создании людей и меде поэзии.