Змееборчество в индийской, хеттской, греческой мифологиях.

 

В индоевропейских мифологиях распространен сюжет борьбы Бога Грома и Мирового Змея. Причем, между ними обычно происходит два поединка, в первом из которых Громовержец терпит поражение.

 

 

Индия.

 

Жена божественого мастера Тваштара была демоницей из рода асуров. Она родила сына-чудовище - трехглавого Вишварупу ("Обладающего множеством форм") и дочь-кобылицу Саранью.

Одни уста Вишварупы произносили гимны Вед, другие пили вино, а третьи грозили поглотить все вокруг. И был он великим аскетом и подвижником, а кроме того - жрецом богов.

Индра страшился все возрастающего могущества Вишварупы, но не мог убить брахмана, ибо это тягчайшее преступление. И бог грома призвал Триту - загадочное божество, принимающее на себя расплату за грехи людей и богов. Так Индра смог убить Вишварупу.

Когда он отрубал три головы дракона, из уст первой вылетели куропатки, из уст второй - вороны и ястребы, из уст третьей - перепела.

 

Отец Вишварупы Тваштар разгневался и, стремясь покарать Индру, из огня и сомы создал Вритру - безногого и безрукого змея, растущего с огромной скоростью. Вскоре Вритра поглотил мировые воды.

Боги двинулись на чудовище, но стоило тому открыть пасть, как они бежали. Индра же был проглочен змеем.

Тогда Шива наслал на Вритру зевоту. Индра вышел наружу и снес змею голову. Из черепа чудовища бог грома сделал чашу, а тело рассек надвое. Благая часть Вритры стала затем луною, из демонической возникли чрева всех живых существ, кровь же породила петухов.

 

Вритра. (М. Галкин, акварель).

 

 

 

Хеттия.

 

У хеттов было так. Бог грозы вначале потерпел поражение от змея Иллуянки, который отнял у бога сердце и глаз. Чтобы восстановить утраченное могущество, Бог грозы женился на дочери смертного человека и произвел на свет сына. Когда сын вырос, он, в свою очередь посватался к дочери змея, потребовав в качестве приданого, сердце и глаз своего небесного отца. Получив свои сердце и глаз, Бог Грозы, воспрянув с силами, поразил Иллуянку молнией (в некоторых вариантах мифа в этом ему помогала богиня Инара). К сожалению, при этом погиб и сын бога, стоявший рядом со змеем.

 

Миф об Иллуянке. (А.Н. Фанталов, акварель, 2001 г.).

 

 

Греция.

 

Став владыкой мира, Зевс вынужден был отстаивать свое первенство. Мать-земля Гея, недовольная печальной участью своих сыновей титанов, породила чудовищного человеко-змея Тифона, превосходившего все живые существа ростом и силой. Он имел сто голов, все тело его было покрыто перьями. Тифон носился с ужасным воем и грохотом. Но Зевс смело вышел на бой с чудовищем и метал в него свои молнии. Тифон дрогнул, пустившись бежать. Тогда царь богов придавил его горой Этной (в Сицилии), из-под которой до сих пор вырываются языки пламени.

Согласно одному из вариантов мифа, в первой битве Тифон победил Зевса, вырезав ему жилы. Громовержец смог взять реванш лишь с помощью других богов. Здесь мы можем попытаться реконструировать общий для всех индоевропейцев о первом поражении Бога Грома в схватке с Мировым Змеем. В индийской мифологии змей Вритра вначале проглотил бога Индру. В скандинавской Эдде Тор сперва не смог поднять Ермунганда, а позднее упустил его во время рыбной ловли. У хеттов же ситуация для Бога Грозы сложилась наиболее трагично. Он проиграл поединок со змеем Иллуянкой, и тот захватил его сердце и глаз. Лишь спустя долгие годы при помощи сложных хитростей хеттский громовержец получил сердце и глаз обратно и расквитался со змеем.

 

Алексей Фанталов.

 

Змееборчество в скандинавской мифологии.

Меню