Скандинавские мифы о творении мира, создании людей и меде поэзии.
В
начале времен
не
было в мире
ни
песка, ни моря,
ни
волн холодных.
земли
еще не было
и
небосвода,
бездна
зияла,
трава
не росла.
За многие века до создания земли уже был
сделан Нифльхейм "темный мир". В середине его есть поток, что зовется Кипящий котел,
и вытекают из него реки: Свель "холодная", Гуннтра, Фьерм "быстрая", Фимбультуль, Слид
"свирепая" и Хрид "буря", Сюльг "глотающая" и Ульг "волчица", Вид "широкая", Лейфт
"молния" ... ... Всего раньше
была страна на юге, имя ей Myспель.
Это светлая и жаркая страна, все в ней горит и пылает. И нет туда доступа тем,
кто там не живет и не ведет оттуда свой род. Суртом "черный" называют того, кто сидит на краю Муспеля
и его защищает. В руке у него пылающий меч ...
...Когда реки, что зовутся Эливагар "бурные волны", настолько удалились от своего начала, что их
ядовитая вода застыла подобно шлаку, бегущему из огня и стала льдом, и когда
окреп тот лед и перестал течь яд выступил наружу росой
и превратился в иней и этот иней слой за слоем заполнил Мировую Бездну ...
Когда же повстречались иней и теплый воздух, так что тот иней стал таять и
стекать вниз, капли ожили от теплотворной силы и приняли образ человека, и был
тот человек Имир, а инеистые
великаны зовут его Аургельмиром. От него-то и пошло
все племя инеистых великанов, как сказано о том в
„Кратком прорицании вёльвы".
От Видольва род свой все вёльвы
ведут, от Вильмейда род ведут все провидцы, а все
чародеи от Черной Главы, а великаны от Имира корня.
...Как растаял иней, тотчас возникла из него
корова по имени Аудумла, и текли из ее вымени четыре
молочные реки, и кормила она Имира... Она лизала
соленые камни, покрытые инеем, и к исходу первого дня, когда она лизала те
камни, в камне выросли человечьи волосы, на второй день - голова, а на третий
день возник весь человек. Его прозывают Бури. Он был хорош собою, высок и
могуч. У него родился сын по имени Бор. Он взял в жены Бестлу,
дочь Бёльторна великана, и она родила ему троих
сыновей: одного звали Один," другого Вили, а
третьего Ве...
...Сыновья Бора убили великана Имира. А когда он пал мертвым, вытекло из его ран столько
крови, что в ней утонули все инеистые великаны. Лишь
один укрылся со всею своей семьей. Великаны называют
его Бергельмиром. Он сел со своими детьми и женою в
ковчег и так спасся...
Гибель
Имира. (Алексей Фанталов, холст, масло).
...Они взяли Имира,
бросили в самую глубь Мировой Бездны и сделали из него землю, а из крови его -
море и все воды. Сама земля была сделана из плоти его, горы же из костей,
валуны и камни - из передних и коренных его зубов и осколков костей....
...Взяли они и череп его и сделали небосвод.
И укрепили его над землей, загнув кверху ее четыре угла, а под каждый угол
посадили по карлику. Их прозывают так: Восточный, Западный, Северный и Южный.
Потом они взяли сверкающие искры, что летали кругом, вырвавшись из Муспелльсхейма, и прикрепили их в середину неба Мировой
Бездны, дабы они освещали небо и землю. Они дали место всякой искорке: одни
укрепили на небе, другие же пустили летать в поднебесье, но и этим назначили
свое место и уготовили путь.
...Они взяли и мозг его и, бросив в воздух,
сделали облака...
...Шли сыновья Бора берегом моря и увидали
два дерева. Взяли они те деревья и сделали из них людей. Первый дал им жизнь и
душу, второй - разум и движенье, третий - облик, речь, слух и зрение. Дали они
им одежду и имена: мужчину нарекли Ясенем, а женщину Ивой. И от них-то пошел
род людской, поселенный богами в стенах Мидгарда.
Вслед за тем они построили себе град в середине мира и назвали его Асгард, а мы называем его Троя. Там стали жить боги со всем
своим потомством, и там начало многих событий и многих распрь
на земле и на небе...
"Старшая Эдда" рассказывает, что к богам-асам явилась колдунья Гулльвейг ("Жажда золота"). Боги забили ее
копьями, но она возродилась и вселила в их души алчность. Данное
событие послужило причиной столкновения асов с богами-ванами,
представлявшими у скандинавов функции богатства и плодородия.
Когда война окончилась, и был заключен мир, боги обменялись заложниками (асы отдали ванам Мимира и Хенира, а ваны асам - Ньерда, Фрейра и Фрейю - см. ниже). Затем
они плюнули в чашу и, смешав слюну с медом, сотворили некоего человечка по
имени Квасир. В Квасире,
таким образом, соединились мудрость асов и ванов.
Он много странствовал по свету и учил людей
мудрости. И однажды, когда он пришел в гости к неким карлам. Фьялару и Галару "прячущий"
и "поющий, они позвали его как будто затем,
чтобы поговорить с глазу на глаз и убили. А кровь его слили в две чаши и котел,
что зовется Одрерир - "приводящий дух в движение"
- чаши же зовутся Сон и Бодн,
- смешали с той кровью мед и получилось медовое питье,
да такое, что всякий, кто ни выпьет, станет скальдом либо ученым.
Отсюда, поэзия именуется в скандинавских стихах: "кровью Квасира", "кораблем карлов",
"медом Одина" и др. Сам миф об убийстве богами одного из них и
приготовлении из убитого священного питья носил обшеиндоевропейский
характер. .Его можно увидеть в жертвоприношении бога
Сомы (Индия) и растерзывании титанами Диониса - бога
виноделия греков. Индийская же мифология содержит сюжет о том, как царь птиц Гаруда (в Ведах - Орел Индры) похитил амриту
- напиток бессмертия. Для этого он также уменьшился в размерах и проник сквозь
спицы вращающегося колеса.
Потом карлы пригласили к себе великана по
имени Гиллинг ... Они зазвали Гиллинга
с собою в моле покататься на лодке и, лишь отплыли от берега, направили лодку
на подводный камень так, что она перевернулась. Гиллинг
не умел плавать и утонул ...
Узнавши о том, великан Суттунг,
сын Гиллинга, отправился туда и, схватив карлов, отплывает в море и сажает их на скалу, что во время
прилива погружается в моле. Они молят Суттунга
пощадить их и, чтобы помириться с ним, дают за отца выкуп - драгоценный мед. На
том и помирились. Суттунг увозит мед домой и прячет в
скалах, что зовутся Хнитбьерг - "сталкивающиеся
скалы", приставив дочь свою Гуннлед сторожить его".
... Один остался ночевать у великана по имени
Бауги, брата Суттунга. Бауги стал сетовать на свои дела и рассказал, что девять
его рабов зарезали друг друга косами и навряд ли ему
удастся найти себе других работников. Один же назвался Бельверком
- "Злодей" и взялся работать у Бауги за девятерых, а вместо платы попросил себе глоток
меда ...
... Они отправились к Суттунгу
... но Суттунг наотрез отказался дать хоть каплю меда.
Тогда Бельверк сказал Бауги,
что надо попробовать, не удастся ли им заполучить мед какою-нибудь хитростью. Бауги согласился. Бельверк
достает бурав по имени Рати "бурав" и велит Бауги попробовать, не возьмет ли
скалу бурав. Тот так и делает ... Тогда Бельверк
принял обличье змеи и пополз в просверленную дыру. Бауги ткнул в него буравом, да промахнулся. Бельверк добрался до того места, где сидела Гуннлед, и провел с нею три ночи, а она позволила ему
выпить три глотка меду. С первого глотка он осушил Одрерир,
со второго Бодн, а с третьего - Сон, и так достался
ему весь мед. Потом он превратился в орла и поспешно улетел....
...Мед Суттунга Один отдал асам и тем людям, которые умеют слагать стихи...
(Текст приводится по
изданию: Младшая Эдда. Издательство Наука, Ленинград, 1970).
Алексей Фанталов.