Скандинавские мифы о творении мира, создании людей и меде поэзии.

 

В начале времен

не было в мире

ни песка, ни моря,

ни волн холодных.

земли еще не было

и небосвода,

бездна зияла,

трава не росла.

За многие века до создания земли уже был сделан Нифльхейм "темный мир". В середине его есть поток, что зовется Кипящий котел, и вытекают из него реки: Свель "холодная", Гуннтра, Фьерм "быстрая", Фимбультуль, Слид "свирепая" и Хрид "буря", Сюльг "глотающая" и Ульг "волчица", Вид "широкая", Лейфт "молния" ... ... Всего раньше была страна на юге, имя ей Myспель. Это светлая и жаркая страна, все в ней горит и пылает. И нет туда доступа тем, кто там не живет и не ведет оттуда свой род. Суртом "черный" называют того, кто сидит на краю Муспеля и его защищает. В руке у него пылающий меч ...

...Когда реки, что зовутся Эливагар "бурные волны", настолько удалились от своего начала, что их ядовитая вода застыла подобно шлаку, бегущему из огня и стала льдом, и когда окреп тот лед и перестал течь яд выступил наружу росой и превратился в иней и этот иней слой за слоем заполнил Мировую Бездну ... Когда же повстречались иней и теплый воздух, так что тот иней стал таять и стекать вниз, капли ожили от теплотворной силы и приняли образ человека, и был тот человек Имир, а инеистые великаны зовут его Аургельмиром. От него-то и пошло все племя инеистых великанов, как сказано о том в „Кратком прорицании вёльвы".

От Видольва род свой все вёльвы ведут, от Вильмейда род ведут все провидцы, а все чародеи от Черной Главы, а великаны от Имира корня.

...Как растаял иней, тотчас возникла из него корова по имени Аудумла, и текли из ее вымени четыре молочные реки, и кормила она Имира... Она лизала соленые камни, покрытые инеем, и к исходу первого дня, когда она лизала те камни, в камне выросли человечьи волосы, на второй день - голова, а на третий день возник весь человек. Его прозывают Бури. Он был хорош собою, высок и могуч. У него родился сын по имени Бор. Он взял в жены Бестлу, дочь Бёльторна великана, и она родила ему троих сыновей: одного звали Один," другого Вили, а третьего Ве...

...Сыновья Бора убили великана Имира. А когда он пал мертвым, вытекло из его ран столько крови, что в ней утонули все инеистые великаны. Лишь один укрылся со всею своей семьей. Великаны называют его Бергельмиром. Он сел со своими детьми и женою в ковчег и так спасся...

 

Гибель Имира. (Алексей Фанталов, холст, масло).

 

...Они взяли Имира, бросили в самую глубь Мировой Бездны и сделали из него землю, а из крови его - море и все воды. Сама земля была сделана из плоти его, горы же из костей, валуны и камни - из передних и коренных его зубов и осколков костей....

...Взяли они и череп его и сделали небосвод. И укрепили его над землей, загнув кверху ее четыре угла, а под каждый угол посадили по карлику. Их прозывают так: Восточный, Западный, Северный и Южный. Потом они взяли сверкающие искры, что летали кругом, вырвавшись из Муспелльсхейма, и прикрепили их в середину неба Мировой Бездны, дабы они освещали небо и землю. Они дали место всякой искорке: одни укрепили на небе, другие же пустили летать в поднебесье, но и этим назначили свое место и уготовили путь.

...Они взяли и мозг его и, бросив в воздух, сделали облака...

...Шли сыновья Бора берегом моря и увидали два дерева. Взяли они те деревья и сделали из них людей. Первый дал им жизнь и душу, второй - разум и движенье, третий - облик, речь, слух и зрение. Дали они им одежду и имена: мужчину нарекли Ясенем, а женщину Ивой. И от них-то пошел род людской, поселенный богами в стенах Мидгарда. Вслед за тем они построили себе град в середине мира и назвали его Асгард, а мы называем его Троя. Там стали жить боги со всем своим потомством, и там начало многих событий и многих распрь на земле и на небе...

"Старшая Эдда" рассказывает, что к богам-асам явилась колдунья Гулльвейг ("Жажда золота"). Боги забили ее копьями, но она возродилась и вселила в их души алчность. Данное событие послужило причиной столкновения асов с богами-ванами, представлявшими у скандинавов функции богатства и плодородия.

Когда война окончилась, и был заключен мир, боги обменялись заложниками (асы отдали ванам Мимира и Хенира, а ваны асам - Ньерда, Фрейра и Фрейю - см. ниже). Затем они плюнули в чашу и, смешав слюну с медом, сотворили некоего человечка по имени Квасир. В Квасире, таким образом, соединились мудрость асов и ванов.

Он много странствовал по свету и учил людей мудрости. И однажды, когда он пришел в гости к неким карлам. Фьялару и Галару "прячущий" и "поющий, они позвали его как будто затем, чтобы поговорить с глазу на глаз и убили. А кровь его слили в две чаши и котел, что зовется Одрерир - "приводящий дух в движение" - чаши же зовутся Сон и Бодн, - смешали с той кровью мед и получилось медовое питье, да такое, что всякий, кто ни выпьет, станет скальдом либо ученым.

Отсюда, поэзия именуется в скандинавских стихах: "кровью Квасира", "кораблем карлов", "медом Одина" и др. Сам миф об убийстве богами одного из них и приготовлении из убитого священного питья носил обшеиндоевропейский характер. .Его можно увидеть в жертвоприношении бога Сомы (Индия) и растерзывании титанами Диониса - бога виноделия греков. Индийская же мифология содержит сюжет о том, как царь птиц Гаруда (в Ведах - Орел Индры) похитил амриту - напиток бессмертия. Для этого он также уменьшился в размерах и проник сквозь спицы вращающегося колеса.

Потом карлы пригласили к себе великана по имени Гиллинг ... Они зазвали Гиллинга с собою в моле покататься на лодке и, лишь отплыли от берега, направили лодку на подводный камень так, что она перевернулась. Гиллинг не умел плавать и утонул ...

Узнавши о том, великан Суттунг, сын Гиллинга, отправился туда и, схватив карлов, отплывает в море и сажает их на скалу, что во время прилива погружается в моле. Они молят Суттунга пощадить их и, чтобы помириться с ним, дают за отца выкуп - драгоценный мед. На том и помирились. Суттунг увозит мед домой и прячет в скалах, что зовутся Хнитбьерг - "сталкивающиеся скалы", приставив дочь свою Гуннлед сторожить его".

... Один остался ночевать у великана по имени Бауги, брата Суттунга. Бауги стал сетовать на свои дела и рассказал, что девять его рабов зарезали друг друга косами и навряд ли ему удастся найти себе других работников. Один же назвался Бельверком - "Злодей" и взялся работать у Бауги за девятерых, а вместо платы попросил себе глоток меда ...

... Они отправились к Суттунгу ... но Суттунг наотрез отказался дать хоть каплю меда. Тогда Бельверк сказал Бауги, что надо попробовать, не удастся ли им заполучить мед какою-нибудь хитростью. Бауги согласился. Бельверк достает бурав по имени Рати "бурав" и велит Бауги попробовать, не возьмет ли скалу бурав. Тот так и делает ... Тогда Бельверк принял обличье змеи и пополз в просверленную дыру. Бауги ткнул в него буравом, да промахнулся. Бельверк добрался до того места, где сидела Гуннлед, и провел с нею три ночи, а она позволила ему выпить три глотка меду. С первого глотка он осушил Одрерир, со второго Бодн, а с третьего - Сон, и так достался ему весь мед. Потом он превратился в орла и поспешно улетел....

...Мед Суттунга Один отдал асам и тем людям, которые умеют слагать стихи...

(Текст приводится по изданию: Младшая Эдда. Издательство Наука, Ленинград, 1970).

 

Алексей Фанталов.

 

Галльский пантеон.

Меню