Культурный герой и Великая богиня. Современный аспект.

 

Интересно рассмотреть вопрос о проблеме Астарты/Кибелы и ее супруга. Откровенно садомазохистский аспект культа семитической богини чрезвычайно перекликается с некоторыми чертами современной атлантической цивилизации.

Это и культ Викка («движение ведьм»), и образ женщины в современном кинематографе и рекламе, с акцентом на агрессивную сексуальность.

Причем, для Варварской Европы, Древней Италии, Средневековья данная коллизия была, в целом, нехарактерна. А вот в неолитической, доиндоевропейской культуре Европы доминировал культ матери-ведьмы, каким-то боком отозвавшийся в современной атлантической цивилизации.

 Но и культ Героя, с его инновационной, медиаторской функцией весьма широко прослеживается в истории Запада.

И даже богоборчество многих Героев мировой мифологии, находит свое выражение в процессе секуляризации, широко развернувшемся в Европе восемнадцатого столетия.

Греция. Диомед сражался с Аресом и ранил Венеру. Тесей (ради друга) собирался похитить жену Аида Персефону. Прометей неоднократно обманывал самого Зевса. Также обманщиками богом являлись Тантал и другие цари-герои.

Месопотамия. Героя Адапа обломал крылья напавшему на него ветру. Великий Гильгамеш нанес оскорбление самой Инанне (Иштар).

Нартский (северокавказский эпос). Герой Батрадз, и богатыри нарты, в целом, бросили вызов богам. Аналогичный вызов «Силе небесной» бросают и русские быгатыри в былине «Камское побоище».

Кстати, у Толкиена этот момент отражен в фигуре одного из эльфийских владык Феанора, пошедшего на острый конфликт с богами-валарамиСильмариллион»).

Отчего же герои бросают вызов богам? Оттого, что не могут поступить иначе. Чем, согласно мифу, отличается Герой от обычного мужественного, сильного, искусного воина? Тем, что приводит себя в состояние исступления, «священного гнева», и в таком состоянии крушит врагов. В этом сила Героя.

Но в этом же  - корень его гибели. Герой, как обладатель ультравыраженного мужского начала, не в состоянии признавать авторитет высших сил и бросает вызов богам. А победить языческих богов, олицетворяющих природные, социальные, психические силы «мира сего», он не может в принципе. Отсюда – трагическая гибель.

Но гибель Героя не окончательна. Сохраняется вера в его «вторичное пришествие».

Не совсем понятно, как в современной Западной цивилизации сосуществуют эти две мифологемы – Героя, Великой матери-ведьмы. Из Мифологии мы знаем об их частом противостоянии. Идзанами и Идзанаги. Конфликт Геракла и Геры, в течение всей жизни величайшего греческого Героя подвергавшей его преследованиям.

Интересен в этом аспекте конфликт царя Урука Гильгамеша и Инанны/Иштар. Как известно, великая шумеро-аккадская богиня возжелала любви урукского героя. На что Гильгамеш ответил резким отказом, напомнив, что она сделала со своими прежними мужьями и любовниками (супруга, бога скотоводства Думузи оставила вместо себя в подземном мире, садовника Ишуланну превратила в паука и т.д.).

Разгневанная Инанна наслала на Гильгамеша чудовищного быка, от дыхания которого раскалывалась земля. Однако дерзкий герой, вместе со своим другом, зверочеловеком Энкиду, убил быка. А затем, Гильгамеш швырнул оторванный фаллос прямо в Инанну.

Инанна на совете богов потребовала смерти для своего оскорбителя. Но покровитель Гильгамеша солнечный бог Уту/Шамаш отклонил кару от героя. Как известно, умер ни в чем неповинный Энкиду, а дерзкий царь Урука, оказавшись перед фактом смерти – силы, превосходящей его героические возможности, начал свои поиски бессмертия.

Почему же Гильгамеш отверг прекраснейшую из богинь? Современному человеку трудно понять, тем более что Гильгамеш, как и положено Герою, отличался изрядным влечением к женскому полу (мужи Урука жаловались богам, что он отбирает их жен).

Томас Манн, в замечательной книге «Иосиф и его братья» дает оригинальную трактовку поворота сюжета. Истории с Думузи и Ишуланну для Гильгамеша были лишь отговорками. Истинная же причина отказа состояла в том, что сверхмужественность героя была оскорблена домогательствами богини. Прекрасная Инанна/Иштар обладала повышенной брутальностью, и «брала мужчин» также, как они «берут женщин». А с великим Героем это не прошло.

Правда, стоит отметить, что противостояние Великой богини и Героя не всегда детерминировано. Аккадский царь Саргон, создавший первую единую империю в Месопотамии (от Средиземного моря до Персидского залива) родился в семье садовника (как и Ишуланну!). И стать владыкой по его собственным словам и по общему мнению, Саргону помогла именно Иштар, избравшая его в супруги.

Из источников скандинавской мифологии мы знаем, что богиня Фрейя покровительствовала своим любовникам. Одного из них, юного наследника престола («Песнь о Хюндле», «Старшая Эдда») она превратила в вепря, спустилась с ним в Хель – Мир мертвых и там расспросила великаншу Хюндлу о родословной героя (дабы он мог затем подтвердить свои права на престол). Поскольку княжич был тут же (в образе кабана), он все слышал собственными ушами, и смог абсолютно точно запомнить.

 

Алексей Фанталов.

 

Исследователи индоевропейских культур и мифологий.

Концепция Варварской Европы.

Период существования Варварской Европы.

 

 

"Баудолино", или "человек воздуха" 1.

Меню